Цена ниже рынка.
Вы можете продать 100 штук продукта по 1000 рублей, или — 1000 штук за 100 рублей. И если это блюда стритфуда с идентичными или довольно близкими вкусовыми и питательными качествами, понятно, что за 100 рублей покупать будут охотнее, чем за 1 000. И в точку с более дешёвым продуктом будет стоять очередь. Тогда как к более дорогому конкуренту будут приходить ценители чего-то особенного.
И помните: сначала считаем все затраты, потом считаем, сколько чистой прибыли вы хотите получать с бизнеса, а потом уже решаемся на цену ниже рыночной. Если конечно вы не намерены устроить демпинг и выжать с рынка значительную часть конкурентов.
Плюсы цены ниже рынка:
1. Люди ищут более выгодные предложения среди прочих равных. Опять же та самая рекламная «зачем платить больше».
2. Стимулирование спроса. Люди, которые могли бы не купить по среднерыночной цене, захотят попробовать по сниженной. При входе на рынок это может послужить хорошей стратегией. И если ваш продукт будет лучше, чем у конкурентов, считайте, свою долю рынка вы «отжали».
3. Вы производите много продукции, соответственно, тратите много ингредиентов. А кто много и часто закупает, получает более выгодные предложения от поставщиков. Это ваш способ экономить на костах. И поверьте, скидка даже в 5% при обороте в 1 млн рублей — это приятно.
Без минусов тоже не обойтись:
1. Постоянный трафик на точку. Будьте готовы гнать его постоянно, если только ваше заведение не на вокзале или железнодорожной станции. Постоянный трафик = постоянные затраты на маркетинг, от которых вы не сможете отказаться. Остановитесь — выручка снизится, а вот фиксированные расходы никуда не денутся. Маржинальность резко вниз.
2. Повышенный ФОТ. При высоком трафике в общепите придётся платить больше. Зарплаты поваров плюс-минус одинаковые. Но где-то повар будет иметь возможность за те же условные 50 000 рублей позависать в телефоне, пообщаться с другими поварами. А в точке с плотным трафиком и постоянными заказами, он будет постоянно работать. Будем честны: за одни и те же деньги проще и приятнее делать меньший объём работы. Поэтому будьте готовы или платить больше или давать какую-то иную дополнительную ценность работы у вас.
3. Низкая маржа. И да, это надо принять. При среднерыночных костах в бизнесе с более низким средним чеком маржинальность будет ниже. С одной стороны — а кого это волнует, если я зарабатываю свои миллионы. С другой — вытаскивать и показывать свою маржу в 5−10% может быть немного стыдно, когда другие хвастаются 30−40%. Но опять же: если у других маржа 40%, но они имеют 100 000 рублей чистыми, а у меня 10%, но при этом чистая прибыль переваливает за 300к, то не всё ли равно. Главное правило — считаем то, что является целью.
Если вы только собираетесь зайти в рынок стритфуда — хотя, принципы, которые мы описали, релевантны для любой ниши — думайте, пронозируйте, считайте. Без анализа и понимания рынка, а также своего продукта, вы можете установить любую цену и проиграть. Или выиграть. Но учитывая, что статистика говорит: 10% бизнесов закроются в течение года, а рубеж в три года переживут только 3% — лучше особо не надеяться на удачу, а всё же считать, думать.
Ну, или открываться по проверенной франшизе, в которой есть точки, которые успешно работают более трёх лет.